Статьи

Писать и переводить о Филиппинах трудно. На Филиппинском архипелаге соседствует множество островов, где живут люди, различающиеся по языкам, культуре, быту. Говоря о чем-то, два разных человека вкладывают в одно и то же понятие разный смысл. Все это создает большую путаницу в переводе, искажают смысл и понимание предмета, и поэтому я не претендую на истину в последней инстанции. Целью данной статьи было обобщить и систематизировать весь собранный материал за несколько лет. Я выражаю огромную благодарность Алексу Эрсия, который предоставил информацию.

Большинство мечей, используемых на острове Лузон называются двояко – итак или боло.

Слово «боло» было заимствовано у солдат армии США. Размер подобных мечей варьируется от 60 до 66 см. По конструкции они однолезвийные. В таких регионах Лузона, как Кавите, Лагуна, Батангас и Кезон такие мечи до сх пор используются как хозяйственные орудия: косить или оооо траву, раскалываются орехи, рубить ветки (рубки веток или деревьев, а так же в охоте.

Филиппинский архипелаг всегда славился своим разнообразием в отношении оружия. Благодаря вековой истории, битвами с многочисленными захватчиками и обороной своей страны филиппинцы умело развивали как навыки боевых искусств, так и уровень мастерства в изготовлении и применении оружия.
Огромное количество разновидностей боевого снаряжения просто поражает: насчитывается около 30 видов, начиная с самых известных, таких как крис, керамбит и дага и заканчивая изделиями, известными только в маленьких селениях на отдаленных островах.
На данный момент филиппинцы пользуются несколько ограниченным количеством вооружения, и обычно только в целях изучения того или иного вида боевых искусств. За каждым боевым искусством закрепился тот или иной тип оружия: в стиле Модерн Арнис ставится упор на палки, в Илюстрисимо - меч и кинжал и т.д. Особенность филиппинских боевых искусств состоит в том, что обучение всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и уже после ученик изучает безоружный бой. Ниже мы рассмотрим те виды оружия, которые используются для изучения самых популярных направлений филиппинских боевых искусств, в том числе и в нашей федерации, а именно:
1) палки
2) меч и кинжал
3) керамбит
4) дуло - дуло

Tatang as he was popularly known was a warrior in the strictest sense of the word. He was a street fighter and his manner of \ instruction was situational. It was not configured in a step-wise I manner from basic movements. His philosophy was that there V was nothing basic and nothing advanced. Fight situations * dictated the techniques to be used.

Tatang would ask you to attack him and he would execute a technique. If you wanted him to repeat that technique, you would have to execute the attack exacdy as it was first executed (same angle distance, speed, etc.), because if the attack differed in any way, Tatang would use a modification or different technique in defending and countering. However, if the attack was executed exactly the same as before, just maybe he would repeat the same technique. For as said before, aspect-distance-speed-angle, were never exactly the same to Tatang and he would use a different technique for each.

While Tatang was often seen teaching in Luneta, it does not end there. Dedicated students would go to Tatang s house for further instruction. This is where Tatang would explain the deeper meaning of his system- philosophy of combat, presence of mind in battles, correct body positioning, blade (&z/w)awareness and orientation, and the use of the eyes peripheral view. The list is endless because of the wealth of knowledge and experience the old man had.

Remy Amador Presas - one of the most well-known persons in the world of martial arts. He is an outstanding stick-fighter. Remy Presas became widely known in his country due to compounding the countless of the styles in one, which he named Modern Arnis.

Presas started doing Arnis at the age of 6 with his father, Jose B. Presas. He left his home when he was 14 and, following his passion in martial arts, studied them in the different isles of his motherland. Presas united the most important aspects of Kalis, Escrima, Tjkalele and Arnis de Mano in art which is still developing. Travelling to his country and taught a lot he revived Arnis as national sport, which was included as a Physical Education course in schools and colleges. In 1970 he made a splash in his country: the number of members of Modern Arnis Federation reached 4000 people. In 1975 he left the Philippines and, sponsored by the government, went to Goodwill Tour of the world with the aim of extensioning of Modern Arnis.

"Before Arnis used to be a dying art, - said Presas. The old masters believed that stick is sacred. This meant that they would aim to the hand of their partner, not in the stick. The majority of students immediately received wounds and lost interest in Arnis at once. I made some adjustments and endorsed strikes on stick instead of the usual custom. Then I established the main concepts of many philipines martial arts and brought unity into scattered systems of my country. Thus, all of us could feel the unity".

Еще на подлете к островам открывшийся вид на море и город своей красотой заставил прильнуть к иллюминаторам. Столица Филиппин встретила нас дождем, жарой и назойливыми таксистами. Акклиматизация прошла довольно быстро, чему очень способствовало гостеприимство и доброжелательность наших учителей и коллег по Арнису. Нас встретили как близких родственников уехавших за границу на пару месяцев и вот опять возвратившихся домой. В очередной раз мы смогли убедиться, что слова о братстве Модерн Арнис не пустой звук. Такое отношение со стороны наставников больше чем что-либо еще способствует обучению и восприятию знаний и навыков, чем мы сразу и занялись на первой тренировке. Ее провел гуро Кокой Ялис(Cocoy Oyales). Мы пробежались по основам работы с палкой и мечом, защитам, ударам, синавали, тому что составляет базу и без чего дальше двигаться нет смысла. В следующие дни были дальнейшие тренировки с гуро Кокоем, его отличительной особенностью является любовь к упражнениям по вращению(twirling), техникам тычков(sungkite)и слаженная работа ног и рук в атаке и защите, что впрочем, можно сказать о большинстве инструкторов.

Журналист «СИ» попытался приобщиться к секретам смертоносного филиппинского боевого искусства.

Роберту Черкасову – 32 года. Из них он вот уже пять лет практикует «модерн арнис», современную разновидность филиппинского боевого искусства «арнис кали эскрима».

Филиппины – государство на архипелаге, территорию которого составляют более 7000 островов, расположенных в Тихом океане у юго-восточных берегов Азии. Боевые искусства в этих краях появились в VI веке. В это время культура Филиппин испытывала сильное малайское и индийское влияние. Во второй половине XVI века на Филиппины проникают китайцы и приходят испанские колонизаторы. В общем все, кто приходил на архипелаг в качестве завоевателей, приносил сюда свое воинское искусство. На Филиппинах, как в горне, они выплавились в уникальный вид боевого искусства. Правда, по мнению отдельных специалистов, в основу филиппинского боя легла именно испанская фехтовальная школа, и именно она определила современный облик филиппинских боевых искусств. 

АрнисКалиЭскрима – являются собирательными названиями обозначающими весь комплекс боевых искусств Филиппин, состоящий из огромного числа стилей. К числу наиболее известных направлений ФБИ относятся такие школы как Модерн арнис, Комбатан, Досе Парес, Инасанто Кали, Серрада эскрима, Сайок Кали, Инаян эскрима, Пекити Тирсиа, Жирон арнис, Балинтавок арнис и некоторые другие.

Особенностью ФБИ является то, что процесс обучения всегда начинается с освоения оружия и лишь, затем переходят к обучению безоружному бою. Обусловлено это тем, что в стране с чрезвычайно развитой культурой владения оружием, начинать свое обучение с безоружного боя было бы весьма неразумным т.к. при одинаковом уровне мастерства, вооруженный боец имеет многократно большие шансы на победу. Более того, опытным путем было подмечен тот факт что, начиная постигать боевое искусство через освоение оружия, существенно убыстрялся процесс обучения безоружному бою, чего не происходило при обратной последовательности. 

Арнис (термин кстати относительно молодой) во второй половине 20 века приходил в упадок. Мало кто хотел заниматься им в силу высокой травматичности самого тренинга. Именно заслуге Реми Пресаса, создателя модерн арнис, в огромной степени принадлежит возрождение интереса к ФБИ. Реми Пресас ввел новые методы преподавания арнис, а также приложил огромные усилия к его популяризации.

Создавая свою систему, сейчас известную как модерн арнис ,он в целях большей прикладной эффективности существенно обогатил ее техниками из других направлений БИ и что гораздо более важно задал направление для ее дальнейшего развития. В 1988 году он разделил модерн арнис на два основных раздела - спортивный и боевой. Первый преподается на Филиппинах как физкультура в школах и институтах, различных спортивных секциях. Разработаны правила,проводятся соревнования. Боевой же раздел является обособленной частью модерн арнис. Модерн арнис также широко внедрен в подготовку филиппинской армии. Морская пехота обучается по методикам Пекити Терсия и Досе Парес (Ал Каньетте).Вне Филиппин модерн арнис преподается в полиции США,Японии,Австралии,Гонконга,Малазии. При этом интерес силовых структур разных стран к модерн арнис все более возрастает.Изданы руководства по подготовке полиции имеющие в своей основе знания полученные от мастеров модерн арнис. Наиболее известны книги Hocka Hochheima из серии «CLOSE QUARTER COMBAT GROUP» проходившего обучение на Филиппинах у мастера Самуэля Дулая. Стоит отметить что последний сам уже весьма долгое время тренирует филиппинскую полицию. Так что же представляет из себя модерн арнис?!

Филиппины - государство на островах Филиппинского архипелага, расположенного в Тихом океане у юго-восточных берегов Азии, территорию которого составляют 7107 экзотических тропических островов, наиболее крупные из них: Лусон, Минданао, Санар, Негрос, Палаван, Панай, Миндоро и др. Среди населения Филиппин насчитывается более 45 этнических групп, которые подразделяются на: равнинные прибрежные народы (бисайа, тагалы, илоки, бикол, пангасинан, ибанаг, самбал и т.д.), ранее других подвергшиеся колонизации и испытавшие большое влияние сначала испанской, а затем американской культур; горные народы (ифугао, бонток, тингиан, апайо, букиднон, балаан, субанон и др.), живущие во внутренних районах крупных островов и в значительной мере сохранившие традиционную культуру и верования; моро - исламизированные народы Южных Филиппин; пигмеи аэта, которые считаются наиболее древним народом.

Практически все племена имеют свои системы боевых искусств, так среди ибанагов развивалось искусство Пагкаликали, среди тагалов - Панандата, бисайа - Калирадман, илоков - Пагарадман, илоканов - Кабароан, пампанганов - Синавали, пангасинанов - Калиронган и т.д. Наибольшее развитие боевые искусства получили среди равнинных прибрежных народов, как наиболее открытых внешним воздействиям, однако, аутентичные системы ведения боя наилучшим образом сохранились до наших дней у моро и у горных народов.